Екатерина Москвина / katya_husky (katya_husky) wrote in ru_codryzestvo,
Екатерина Москвина / katya_husky
katya_husky
ru_codryzestvo

Мотопаломничество "Монастырский круг" с мотоклубом "Ночные Волки". День 1 - Новый Иерусалим

С 5 по 9 мая по святым обителям Московской области проходило мотопаломничество «Монастырский Круг», организованное и проведенное мотоклубом «Ночные Волки» и Федерацией мототуризма России при поддержке Паломнического центра Московского Патриархата, паломнической службы Ново-Иерусалимского монастыря и братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.



Во время пятидневного мотопутешествия паломники побывали в подмосковном городе Истра, где с благоговением восхитились величием восстановленного после долгих лет забвения и разрушений Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Из Истры мотоциклисты отправились в Звенигород, где поклонились мощам преподобного Саввы в Саввино-Сторожевском монастыре и приняли участие во всенощном бдении в канун дня памяти св. вмч. Георгия Победоносца.



В следующие дни путешествия паломники посетили Вознесенскую Давидову пустынь, помолились перед главной святыней Серпуховского Высоцкого мужского монастыря – иконой Пресвятой Богородицы именуемой Неупиваемая Чаша. В Свято-Троицком Ново-Голутвинском монастыре в Коломне путники получили духовный урок и укрепление в вере во время беседы с игуменией Ксенией, а вечером мотоциклисты присоединились к богослужению в Богоявленском храме Старо-Голутвинского монастыря. В этот раз маршрут паломнической поездки впервые проходил через с. Куровское Московской области, где инокиня Ангелина познакомила паломников с историей Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря.

На пути в Николо-Берлюковскую пустынь погода резко ухудшилась, и начался снегопад. Мотоциклистам пришлось пройти настоящее испытание на стойкость и проверить твердость своего желания совершить душеполезную поездку. Завершилась паломническая поездка в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, где Ночные Волки помолились об упокоении воинов и всех погибших во время Великой Отечественной Войны. Об основных вехах в истории каждой обители, которую посетили паломники, и ее святынях будет подробно рассказано в этом и следующих постах.
1.


Ранним утром в пятницу, когда солнечное, ясное небо и первые распустившиеся листочки на деревьях радовали ощущением наступления настоящей весны, и ничто не намекало на стремительное похолодание в ближайшие дни, был дан старт мотопаломничеству. Из Московского Байк-Центра в Нижних Мневниках мотоциклисты отправились в Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.
2.

3.


У Святых Врат мотоциклистов встретила начальник паломнической службы Ново-Иерусалимского монастыря Наталья Баратова, которая провела для них экскурсию по обители.
4.


Русская Палестина… Пространственный образ и подобие Святой Земли, где произошли главные события земной жизни Спасителя, узрел в подмосковном ландшафте Патриарх Московский и Всея Руси Никон (1605-1681). По пути в Иверский Святоозерский монастырь Патриарх часто останавливался в селе Воскресенское-Сафатово и сильно полюбил здешние живописные просторы с их лесистыми холмами и поясом в виде речки Истры. По его задумке на выкупленных у боярина Романа Боборыкина землях в 1656 году образовалась обитель, ставшая пространственной иконой христианской Палестины. Образ Святой Земли был «написан» на местности протяженностью в 10 км с севера на юг и в 5 км с востока на запад.
5.


Сердце Русской Палестины - Воскресенский мужской монастырь, стоящий на названном по подобию с горой на Святой Землей холме Сион. Главный храм обители создан по образу Иерусалимского храма Гроба Господня. К востоку от Сиона расположен холм Елеон, который получил своей название по Елеонской горе. По преданию, в селении Вифания у подножия Елеонской горы жили Марфа, Мария и брат их Лазарь. Перед Вербным Воскресением (Праздником Входа Господня в Иерусалим) православные отмечают Лазареву субботу в память о чуде воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря. На месте подмосковного Елеона при патриархе Никоне находилось село Воскресенское с одноименной церковью. В XVII веке здесь была возведена Елеонская часовня, а в восточной части холма устроен женский монастырь – «Вифания».

На севере Нового Иерусалима воссоздан образ Галилеи с холмами Фавор и Ермон. Село Никулино было переименовано в Преображенское. Здесь же располагались селения Назарет и Капернаум. Интересно, что в самые богоборческие времена начала XX века, когда все православные обители подвергались закрытию и разорению, мечты патриарха Никона реализовались самым необычным образом. В том самом месте, где Святейший видел Галилейское море, в 30-е гг. XX века открылось Истринское водохранилище.

На юге Русской Палестины на месте села Петровское с церковью в честь Рождества Христова расположился образ Вифлеема, а речка Истра была переименована в Иордан.

Забегая вперед, хочется сказать, что созданная в XVII в. по палестинскому первообразу Кувуклия Живоносного Гроба Господня чудесным образом сохранилась, несмотря на упадок после закрытия обители и разрушения во время ВОВ. И теперь только в Ново-Иерусалимском монастыре можно увидеть, как изначально выглядел Гроб Господень, так как Кувуклия, находящаяся в Палестине, была перестроена после пожара, случившегося в начале 19 века.
6.


История обители во многом связана с жизнью ее основателя, Патриарха Московского и Всея Руси Никона. Никита Минич Минин (имя патриарха в крещении) родился в крестьянской семье в 1605 году. Непростое детство, наполненное скорбями и тиранией со стороны мачехи, воспитало в отроке смирение, терпение, а вместе с тем - тягу к изучению Священного Писания и богослужениям. В возрасте 12 лет он тайно покинул родительский дом и отправился на послушание в Макариев Желтоводский монастырь.

Вернуться домой Никиту заставила предсмертная просьба его отца. Он принял на себя заботу о хозяйстве и женился. Но жажда служения Господу с началом семейной жизни в нем не ослабла. Вскоре начитанный, образованный юноша был рукоположен в священники. По прошению купцов, прослышавших о смиренном пастыре, будущий патриарх переехал в Москву. Трех детей святителя Господь забрал еще во младенчестве, и в этом Никита узрел для себя знак Божий. Он упросил жену принять иночество, и сам так же принял монашеский постриг с именем Никон в Анзерском скиту на Соловках.

7. Воскресенский собор


Будучи игуменом Кожеозерского (Кожеезерского) монастыря, в 1646 году Никон приехал в Москву для сбора милостыни. Мудрый, смиренный игумен сильно полюбился молодому царю Алексею Михайловичу. Государь пожелал видеть духовного наставника подле себя и назначил его архимандритом Новоспасского монастыря. Кроме того царь приказал Никону раз в неделю приезжать во дворец для духовных бесед.

В 1652 году Никон был избран Патриархом. «Церковь - не каменные стены, но каноны и духовные пастыри», - говорил он. Вся его жизнь была направлена на то, чтобы заботиться о нравственном благочестии как простого народа, так и священнослужителей. В историю церкви Святейший Никон вошел как патриарх-реформатор. По его указанию все богослужебные книги были выправлены по греческому образцу, установлена строгая чинность в богослужении. При содействии Патриарха Никона произошло воссоединение Украины с Россией.

8.


В 1657 году царь Алексей Михайлович присутствовал на освящении деревянной церкви в честь Воскресения Христова. Именно он, осматривая обитель с Елеонского холма, впервые назвал это место Новым Иерусалимом. В 1658 году был заложен каменный Воскресенский собор. В храме предполагалось устройство 365 приделов по числу дней в году.

В этом же году, из-за разногласий с царем патриарх Никон удалился в Воскресенский монастырь, где все силы посвятил устройству Русской Палестины. Помогавший бедным и обиженным, обличающий грехи и пороки, радеющий о благочестии народа и стремящийся созидать Святую Русь - новый Израиль, патриарх был любим многими. И в тоже время среди тех, кто чувствовал себя уязвленным правдолюбивым святителем, росло число врагов и недовольных. В 1666 году оклеветанный патриарх был низложен и сослан простым монахов сначала в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь.

9.


Со ссылкой патриарха строительные работы в монастыре прервались и возобновились лишь при царе Федоре Алексеевиче в 1679 году. Но вновь начатое строительство не во всем соответствовало изначальному замыслу. Так, например, приделы собора вместо годичного отражали седмичный круг богослужения.

В 1681 году царь позволил патриарху вернуться в любимую обитель. Но Святейший Никон, изнуренный тяготами и скорбями, так и не увидел вновь свое детище. Возвращаясь из ссылки, он скончался под Ярославлем 17 августа 1681 года. По настоянию царя Святейшего Никона погребли согласно патриаршему чину. В 1682 году Никон был восстановлен Собором в сане Патриарха. Значимым наследием монастыря стала огромная библиотека, собранная Святейшим. Долгие годы в монастыре развивалась образовательная деятельность, дейстововала школа, работа типография.

10. Надвратная церковь в честь Входа Господня в Иерусалим


После реформы 1764 года обитель лишилась своих земель и вотчинных крестьян. В 1919 году монастырь был закрыт, а через несколько лет перешел в ведомство музея. Летопись обители, как и многих других православных храмов, отмечена имена новомучеников, пострадавших от рук богоборческой власти за веру Христовы. Среди невинно убиенных насельников Воскресенского монастыря архимандрит Серафим Чичагов, который в 1904 году был настоятелем Воскресенского монастыря. В ноябре 1937 г. его, уже немощного старца, на носилках принесли на место расстрела на Бутовском полигоне. Так же в сонме новомучеников и исповедников Российский прославлены священномученик архиепископ Тихон (Никаноров), управлявший обителью с 1906 по 1912 гг, и епископ Иона (Лазарев).

11.


В годы Великой Отечественной Войны от немецко-фашистских захватчиков пострадал Воскресенский собор. В 1941 году саперы 614 полка СС «Райх», отступая от Москвы, взорвали храм с 65-метровой колокольней. Но стоит отметить, что советские власти осознавали значимость обители, и уже в 1942 году началась разработка проекта по восстановлению города Истры и Нового Иерусалима.

12. Храм Рождества Христова с трапезными палатами


В 1994 году случилось долгожданное событие – обитель была передана верующим. И вновь началась деятельность по восстановлению Русской Палестины в ее первозданном виде. В 2016 году, наконец, завершились реставрационные работы, и Воскресенский монастырь вновь поражает паломников и туристов своим благолепием и величием.

13.


Экскурсия по собору началась с посещения церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.

14.

15.


В пещере на горе Голгофе держали узников, ожидавших исполнения вынесенного им приговора. Успенский придел стоит из церкви и трапезы, в которой устроено подобие Темницы.

16.


Здесь находятся Узы Господни - подобие камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были закованы ноги Спасителя.

17. Темница Господня с каменными узами Спасителя

18.

19.


В 1681 году Успенском приделе проходило отпевание патриарха Никона, а тело Святейшего по его завещанию было погребено под Голгофой - в приделе Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

20.


21. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

22.


Далее паломники, вспоминая Крестные страдания Христа и Его Воскресение, побывали в приделах Страстей Господних: церкви Написания титла, освященной в честь Лонгина Сотника, приделе разделения риз Господних и церкви поругания Господня.

Лонгин Сотник, римский стражник, был приставлен охранять Гроб Господень, чтобы христиане не выкрали тело Учителя. Он видел страдания Христовы на Кресте и был свидетелем Его Воскресения. Уверовав, стражник у себя на родине стал проповедовать Евангелие. По приказу Пилата Лонгин и двое воинов, так же уверовавших во Христа, были казнены. Голову Лонгина выбросили за стены города. По преданию, слепая женщина, нашедшая его голову и предавшая ее погребению, от прикосновения к ней прозрела.

«Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» [Мф. 27:54].

23. Иконостас церкви Написания титла


24. Надпись на каменной плите-путеводителе: "В неиже служат хабежи, люди черные, иже от великия Ефиопии христиане"


В Иерусалиме здесь хранилась дощечка, прибитая к Кресту Иисуса, гласящая "Иисус Назорей, царь Иудейский".

Второй придел Страстей Господних именуется церковью разделения риз Господних.

«Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» [Мф. 27:35-37]
25.


У церкви Поругания Господня, или Увенчания Спасителя терновым венцом, находится камень - подобие мраморной колонны, на которой сидел Иисус, когда на него надевали терновый венец.

«Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «радуйся, Царь Иудейский!» и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове». [Мф. 27:27-30]

26. Священное подобие камня-колонны


Из приделов Страстей Господних паломники поднялись по каменной лестнице, именуемой Жалостный путь, на Святую Голгофу.

27. Голгофа в Новом Иерусалиме


В северной части придела устроено лобное место - Голгофа. В центре установлен кипарисовый Крест, на котором был распят Спаситель.
28.


Глубокая трещина в каменном основании символизирует разверзшиеся камни в момент смерти Спасителя на Кресте.

«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых». [Мф. 27:50-56]


29.


30.

31.


После распятия Иисуса праведный Иосиф Аримафейский обратился к Пилату с просьбой позволить ему забрать Праведное Тело Христово для погребения по иудейским традициям. Пилат позволил сделать это, и Иосиф с другим учеником Спасителя, Никодимом, обернули Тело Спасителя плащаницей и положили Его в гробницу, которую Иосиф изначально приготовил для себя.

32. Камень миропомазания


«Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.
Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.
На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.
Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко». [Ин. 19:39-42]


33.


В Великую Пятницу с Голгофы спускают Святую Плащаницу и кладут ее на камень миропомазания. Плащаницу покрывают лепестками роз, которые впоследствии раздают верующим.
34.


35.


«Сердце» Воскресенского храма – Живоносный Гроб Господень, расположенный внутри Кувуклии. Священное место погребения и Воскресения Христа. Слово «кувуклия» в переводе означает «спальня», «опочивальня».

36.Кувуклия Гроба Господня


Вход в Гроб Господень осуществляется через придел Ангела. Здесь находится большой камень, закрывавший вход в Гробницу. Изначально камень соответствовал по размерам входному проему, но постепенно от него отделяли части для передачи в другие храмы. Подобие камня в Воскресенском монастыре соответствует размерам камня в Иерусалиме на начало XVII веке.

37. Придел Ангела с подобием камня, отваленного Ангелом от Гроба Господня


«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба.
И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.
Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.
И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?
Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.
И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.
То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам». [Лк. 24:1-10]


38.


Храм Воскресения Христова в Новом Иерусалиме был единственным храмом в России, где каждое воскресение, кроме дней Великого поста, совершался Пасхальный канон Иоанна Дамаскина.

39.

40.

41.

42.


43.Ротонда Гроба Господня

44.


Лестница в подземную церковь состоит из 33 ступень по количеству лет земной жизни Спасителя.

46. Лестница в подземную церковь


Ров под фундамент подземной церкви был выкопан еще при Патриархе Никоне. В это же время здесь открылся Живоносный источник.

47.Церковь святых равноапостольных Константина и Елены


Царица Елена была христианкой и воспитала в своем сыне, святом императоре Константине Великом уважение к христианству. После своего провозглашения императором Галлии и Британии Константин первым делом объявил в подвластных ему землях свободу вероисповедания. Языческие правители ненавидели его за это. Константин молил Бога о каком-нибудь знамении, которое воодушевило бы его войско на борьбу с многочисленными противниками. И по его молитвам Господь послал такое знамение в виде сияющего на небе Креста с надписью «Сим Побеждай». Став полновластным императором Римской империи, он распространил эдикт о веротерпимости повсеместно. Для христиан это было великое событие, так как спустя несколько веков они, наконец, получили возможность открыто исповедовать Слово Господне. Император Константин так же перенес столицу в Византию, названную впоследствии по его имени Константинополем.

48.


Всем сердцем понимая спасительную силу следования путем Христа, император горячо желал отыскать великую святыню - Крест, на котором был распят Господь. С этой целью он отправил свою мать, царицу Елену, в Иерусалим. В 326 году Животворящий Крест Господень был обретен. Ревностная христианка, царица Елена, повелела очистить от языческих символов все места на Святой Земле, связанные с земной жизнь Господа Бога и Пресвятой Богородицы. Император Константин воздвиг храм в честь Воскресения Христова над пещерой Гроба Господня.

Царь Константин и царица Елена почитаются как равноапостольные.

49.


Возрождалась и развивалась обитель во многом благодаря ее щедрым благодетелям. В северной части подземной церкви находится предел в иконы Божией Матери "Утоли мои печали", устроенный на средства семьи Суворовых. Здесь погребены супруга великого полководца А.С. Суворова и их единственный сын Аркадий.

50. Намогильная плита В.И. Суворовой в приделе иконы Божией Матери "Утоли мои печали"


В пещере Обретения Животворящего Креста Господня находится кладезь "Живоносный источник". Здесь паломники с благоговением испили и набрали с собой святой воды.
51.

52.


Арочный проект и обрамленное изразцами "седалище" царицы Елены обозначают место, откуда она наблюдала за работами по поиску Креста Христова.

53."Седалище царицы Елены"


Под святой Голгофой расположена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Иерусалимском храме в этом месте видна часть скалы с трещиной, которая образовалась во время смерти Иисуса на Кресте. Согласно преданию, кости и череп Адам погребены под Голгофой. Кровь Христа, истекавшая из проткнутого ребра, просочилась вниз и омыла первородный грех прародителя.

54.


26 августа 1681 года в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи в Воскресенском монастыре был погребен Святейший патриарх Никон. В 1936 году гробница патриарха была кощунственно вскрыта богоборцами. Какова была дальнейшая участь мощей Святейшего, к сожалению, не известно. Но к месту погребения патриарха все равно приходят паломники и получают просимое по своей вере и Воле Божией.

55.


Изразцовый иконостас написан в конце XVII века. Иконы в иконостасе - работы современных мастеров.

57. Изразцы в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи

58.

59.


Вход в алтарь женщинам воспрещен, но в Воскресенском соборе есть возможность посмотреть на его устройство с хоров.
60.

61.

62.

63.

64.


65. Экспозиция, рассказывающая об этапах реставрационных работ в Новом Иерусалиме

66.

67.


68.

69.


После экскурсии паломники приложились к ковчегу с дланью правой руки святой мученицы Татианы (226-235). Эта святыня в 1691 году была дарована обители царевной Татьяной Михайловной, которая часто приезжала в монастырь на богомолье.
70.


Святая мученица Татиана была родом из знатной римской семьи. Ее отец, будучи тайным христианином, воспитал дочь в благочестии и любви к Богу. Достигнув совершеннолетия, Татиана была поставлена диаконисой в римском храме. Во времена гонений христиан Татиана была подвергнута зверским пыткам за отказ принести жертву идолам. Но никакие козни язычников не смогли поколебать веру Божией угодницы. Силой молитвы и призывая на помощь Имя Христово, Татиана разрушала языческих истуканов, а Ангелы исцеляли нанесенные на ее тело раны. Некоторые из ее мучителей, увидев могущество истинного Бога, уверовали и принесли свое покаяние. Когда палачи выпустили на арену цирка, где стояла Татиана, голодного льва, свирепый зверь лишь кротко облизывал ей ноги. Стоило же язычникам загнать льва обратно в клетку, как он тут же растерзал одного из стражников. Святая мученица Татиана, славя Господа и молясь за врагов своих, смиренно претерпевала все пытки. Безрезультатно испробовав все способы поколебать веру праведницы, язычники вынесли ей смертный приговор – усечение мечом.

71.


У мощей святой Татианы паломников встретил иеромонах Гавриил.
72.


Паломничество совершалось накануне Великого праздника - Дня Победы, а так же дня памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая). Именно 6 мая 1945 года, когда через молитвенное обращение к этому святому на Богослужениях славят Господа нашего Иисуса Христа, была окончательно разгромлена фашистская Германия. Ночные Волки даровали храму икону вмч. Георгия Победоносца и икону Василия Острожского, привезенную мотоциклистами из монастыря Острог в Черногории.

73.


Иеромонах Гавриил на память о поездке и с пожеланием Божией милости и заступничества Пресвятой Богородицы подарил мотоциклистам складень с образами Господа Бога нашего Иисуса Христа и Царицы Небесной.

74.

75.

76.


Иеромонах Гавриил благословил паломников в дорогу, после чего мотоциклисты отправились в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде.
77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

86.

87.

88.


В заключение рассказа о паломничестве в Русскую Палестину приведу слова наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Архимандрита Феофилакта: «Желаю, чтобы каждый паломник, который взял в руки этот путеводитель и прошел по святым местам Нового Иерусалима, духовно преобразился и укрепил свою веру. Впитал в себя их благодатное веяние и вразумился покаянием. Последнее особенно важно: когда в сердце паломника нет покаяния, тогда он не принесет домой ничего, кроме праздной усталости и утомленного любопытства. Только с чувством покаянного смирения человек может увидеть истинную красоту Русской Палестины и, подобно святому апостолу Иоанну Богослову, из глубины сердца воскликнуть: «Я увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Откр. 21:2)».

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [Мф. 4:17]

Научение истинному покаянию – «двери в спасительную пажить Духа и Истины» (святитель Игнатий Брянчанинов), и постоянному пребыванию этого чувства в сердце промыслительным образом стало связующим звеном и главным духовным уроком этой паломнической поездки. О других днях паломнической поездки, святынях и главных вехах в истории посещенных обителей – в следующих постах.

Больше фотографий из Ново-Иерусалимского монастыря - в АЛЬБОМЕ

Tags: #НочныеВолки, #ЧерезОбъективФотокамеры, внутренний туризм, ночные волки, путешествия, религия, репортаж, фоторепортаж, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments